Проблемы с регулированием рынка электромобилей в России
Вопросы по поводу поддержки электромобилей продолжают оставаться в центре внимания российских властей. С одной стороны, состояния и преференции для покупателей, с другой — ограничения, которые тормозят развитие этого сегмента. С 1 января 2023 года утилизационный сбор на электрические автомобили увеличился в 20 раз, сравнявшись со ставками на бензиновые машины — стоят теперь от 32 600 до 667 400 рублей. Такое изменение негативно сказалось на объеме продаж, в частности, с начала года до марта было зарегистрировано 1854 электромобиля, в то время как за аналогичный период предыдущего года цифра достигала 3844. Однако во втором квартале поставщики смогли несколько улучшить ситуацию, продав уже 2546 машин, а в третьем квартале эта цифра выросла до 3586, что почти соответствует прошлогодним показателям.
Куда движутся продажи электротранспорта? В 2022 году рынок стабилизировался в конце года, и за месяцы выходило около 1200 машин. В этом же году тот же месяц показал прирост: 795 в апреле, 786 в мае, и 1257 в июле. Сравнив с 2025 годом, на учет в том же месяце встали 196 машин в апреле и 597 — в сентябре. Видимо, склады переполнены старыми запасами, поэтому даже если к 1 ноября утильсбор поднимут, можно ожидать стабильные продажи на уровне 1000-1200 в ближайшие месяцы.
Что же у нас происходит в третьем квартале? Лидером по продажам остается марка Zeekr с 891 проданным автомобилем, хотя ее доля на рынке снижается: с 38% в 2024 году до 25% в последнем квартале. Завод "Москвич" активно реализует электромобили модели 3е, из которых было продано 430 штук, что сделало её второй по популярности на рынке. Тем временем Evolute с моделью i-Pro реализовал лишь 363 автомобиля, а марки Amberauto и Avatr имеют скромные результаты.
Немаловажно, что Tesla, BYD, Geely и другие производители не показывают сильных увеличений продаж, хотя некоторые новички, такие как Eonyx М2, только начинают свой путь на рынке. В этой ситуации эксперты задаются вопросом: как новые правила утилизационного сбора повлияют на будущее электромобилей?