Автопроизводители выступили с инициативой о ограничении импорта иностранных автомобилей для частных лиц
Российские автопроизводители требуют пересмотра системы утилизационного сбора
Объединение автопроизводителей России (ОАР) направило обращение в Минпромторг с настоятельной просьбой изменить методику расчета утилизационного сбора на автомобили. Цель этой инициативы — избавить рынок от «серого» импорта, который осуществляется через регистрацию на физических лиц. В ОАР входят ключевые игроки российского автопрома, такие как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ и другие.
По сообщению Интерфакс, обращение к главе Минпромторга Алиханова акцентирует внимание на том, что действующее постановление правительства №1291, установленное в декабре 2013 года, морально устарело и требует пересмотра. Автопроизводители предлагают измерять утилизационный сбор не по объему двигателя, а по его мощности, так как многие современные автомобили оснащаются мощными турбомоторами с меньшим рабочим объемом.
Законодательная коллизия приводит к тому, что автомобили из разных сегментов рынка обременяются одинаковым утилизационным сбором при маленьком объеме. В качестве примера обсуждаются бюджетный седан Changan Alsvin, чей размер сборов составит 677,4 тыс. рублей, и BMW Х3 с 8 млн рублей ценой и мощностью 255 л.с., которые облагаются одинаково.
Актуальная система больше не позволяет различать люксовые и бюджетные автомобили, что вызывает недовольство в Объединении. В дополнение к этому, механизмы льготного утилизационного сбора для физических лиц негативно сказываются на возникновении на авторынке.
Сейчас физические лица при легальном ввозе автомобилей платят утилизационный сбор: 3400 рублей для авто до трех лет и 5200 рублей для автомобилей более трех лет, за исключением машин с двигателями свыше трех литров, для которых льгота не действует. Физические лица также должны соблюдать правило о запрете на перепродажу автомобиля в течение года.
По утверждению ОАР, льготные условия привели к значительному росту «серого» импорта. В 2024 году доля ввезенных через физлиц автомобилей составляла 1-50%, тогда как в 2025 году она может возрасти до 50-70%. Это создает проблемы с гарантией, техническим обслуживанием и доступностью запчастей, а также снижает поступления в федеральный бюджет из-за обхода высоких ставок утилизационного сбора для юридических лиц.